Как учесть расходы при вступлении в саморегулируемую организацию

Что такое СРО

Саморегулируемые организации (СРО) – это некоммерческие структуры, созданные по отраслевому признаку. В них вступают компании и предприниматели, которые занимаются определенной деятельностью: строительством, перевозкой, аудитом и проч. Все участники обязаны придерживаться единых профессиональных стандартов, платить членские взносы, а СРО вправе их контролировать.

Для некоторых видов деятельности участие в СРО – это установленная законом необходимость. Примером служит строительство, где начиная с 2010 года выполнение ряда работ невозможно без специального допуска, полученного в СРО (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса). За нарушение предусмотрен административный штраф по статье 9.5.1 КоАП РФ.

Еще один пример – это аудит, где вступление в саморегулируемую организацию обязательно как для компаний, так и для частных аудиторов (ст. 3 и 4 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ).

Но в большинстве сфер бизнеса вступление в СРО на сегодняшний день носит добровольный характер. Однако, тенденция такова, что в скором времени многие из них, скорее всего, также перейдут на «принудительную» основу. К примеру, Минтранс уже подготовил проект закона об автотранспортной деятельности, который предусматривает для автоперевозчиков обязательное членство в СРО.

Платежи участников СРО: налоговый учет при основной системе

Участники саморегулируемых организаций в обязательном порядке делают вступительные и регулярные ежегодные взносы, а также перечисляют деньги в компенсационный фонд. Кроме того, многие СРО требуют, чтобы каждый участник застраховал свою гражданскую ответственность перед покупателями и клиентами.
Если участие в СРО является необходимостью, то все перечисленные суммы можно учесть при налогообложении прибыли: взносы – на основании подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ, страховые платежи – на основании пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса.

Признать взносы можно единовременно, то есть без распределения по нескольким периодам. С этим согласны и специалисты Минфина России (письмо от 23.12.10 № 03-03-06/1/803). Что касается страховых платежей, то их необходимо списывать равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Если же вступление в СРО происходит на добровольной основе, учесть затраты будет сложнее, так как налоговики, вероятно, станут утверждать, что такие издержки экономически не обоснованы. Но и в такой ситуации взносы, на наш взгляд, можно отстоять. Для этого нужно сослаться на список прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В этом перечне упомянуты «другие расходы» (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), к которым вполне допустимо отнести и взносы в СРО.

Платежи участников СРО: налоговый учет при упрощенной системе

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», также могут отнести взносы в СРО к затратам. Это прямо следует из подпункта 32.1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Со страховыми платежами дело обстоит сложнее. В перечень расходов, которые разрешено учитывать при УСН, попадает только обязательная страховка (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Возникает вопрос, является ли страхование при вступлении в саморегулируемую организацию обязательным? Строго говоря, нет, ведь слово «обязательное» в названии отсутствует (в отличие, например, от ОСАГО). Но по сути, если без полиса нельзя вступить в СРО и, как следствие, нельзя заниматься определенным видом деятельности, то страхование можно расценить как обязательное.

На практике инспекторы, скорее всего, изберут формальный подход и аннулируют затраты на страховку. При этом трудно предсказать, на чью сторону встанет суд. Поэтому осторожным налогоплательщикам лучше заранее исключить стоимость полиса из своих расходов.

Первичные документы

Много сомнений у бухгалтеров вызывают первичные документы, подтверждающие перечисление взносов. Дело в том, что саморегулируемые организации не заключают договоров со своими участниками. Основной документ, который они выдают, – это свидетельство о вступлении в СРО, но в нем ничего не говорится о размере и сроках платежей.

На основании какой «первички» компания должна списать взносы? Ответ зависит от документооборота, принятого в каждой отдельно взятой саморегулируемой организации. Некоторые выставляют счета, и тогда подтверждающим документом служит именно счет. Некоторые СРО выдают копию положения о размерах и порядке уплаты взносов. Этот документ также подходит для признания затрат. Есть и такие СРО, участники которых вообще не получают бумаг, где упоминалась бы сумма и дата уплаты взносов. В этом случае участнику нужно самостоятельно позаботиться о «первичке». Самый распространенный способ – зайти на сайт саморегулируемой организации и распечатать документ, в котором есть информация об обязанности платить взносы (положение, протокол собрания участников и пр.).

Все эти документы одобрены чиновниками в качестве документов, подтверждающих расходы. В одном из писем, посвященных строительным СРО, специалисты Минфина пояснили: списывать затраты можно на основании свидетельства, платежек, счетов и других бумаг, выданных саморегулируемой организацией (письмо от 01.04.10 № 03-03-06/1/207).

Как отразить взносы в бухгалтерском учете

Ежегодные взносы нужно включать в текущие расходы того периода, за который они уплачены. Так, ежемесячные взносы следует относить на затраты соответствующего месяца, а квартальные – на затраты соответствующего квартала. Если регулярные платежи перечисляются раз в год, то их лучше распределить по кварталам или месяцам. Способ распределения может быть любым: равными долями, пропорционально выручке и проч.
Вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд – это одноразовые платежи, их перечисляют при вступлении в СРО, причем при выбытии деньги не возвращаются. Данные суммы традиционно учитывались по счету 97 «Расходы будущих периодов». Правда, из-за поправок, внесенных в пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета*, использование данного счета в последнее время вызывает много вопросов. Но в одном из недавних писем Минфин России развеял сомнения и сообщил, что никаких принципиальных новшеств нет. В частности, любые расходы, которые не влекут возникновение активов, можно учесть как РБП (письмо от 12.01.12 № 07-02-06/5). Этот вывод в полной мере относится и к одноразовым взносам в саморегулируемую организацию.

При отражении расходов будущих периодов необходимо установить срок, в течение которого они будут списаны на текущие затраты. Поскольку свидетельство о вступлении в СРО выдается на неопределенное время, компания должна сама утвердить период списания. Обычно он составляет от трех до пяти лет. Моментом, когда можно показать вступительные взносы в бухучете, является дата получения свидетельства.

Получается, что в налоговом и бухгалтерском учете взносы в СРО списываются по-разному: в налоговом учете сразу, а в бухучете – в течение определенного периода. Это приводит к возникновению налогооблагаемой временной разницы и отложенного налогового обязательства (ОНО).

Пример
В январе 2012 года строительная компания вступила в саморегулируемую организацию и заплатила единовременный взнос в размере 90 000 руб., а также взнос в компенсационный фонд в размере 350 000 руб. Директор издал приказ, согласно которому данные взносы будут списаны в расходы равными частями в течение трех лет (3 года х 12 мес. = 36 мес.).
Свидетельство о вступлении в СРО получено в январе 2012 года.

Начиная с января, компания стала ежемесячно перечислять регулярный взнос в сумме 6 000 руб.

В январе 2012 года бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 76  КРЕДИТ 51
– 440 000 руб. (90 000 + 350 000) – перечислены деньги в СРО;
ДЕБЕТ 97  КРЕДИТ 76
– 440 000 руб. – вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд отражены как расходы будущих периодов;
ДЕБЕТ 68  КРЕДИТ 77
– 88 000 руб. (440 000 руб. х 20%) – отражено ОНО.

Ежемесячно в период с января 2012 года по декабрь 2014 года включительно бухгалтер делал проводки:
ДЕБЕТ 76  КРЕДИТ 51
– 6 000 руб. – перечислен ежемесячный взнос в СРО;
ДЕБЕТ 26  КРЕДИТ 76
– 6 000 руб. – регулярный ежемесячный взнос списан на текущие расходы;
ДЕБЕТ 26  КРЕДИТ 97
– 12 222,22 руб. (440 000 руб.: 36 мес.) – расходы будущих периодов частично списаны на текущие расходы;
ДЕБЕТ 77  КРЕДИТ 68
– 2 444,44 руб. (12 222,22 руб. х 20%) – уменьшено ОНО.

Добавим, что согласно пункту 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» регулярные и одноразовые взносы относятся к расходам по обычным видам деятельности. В отчете о движении денежных средств их указывают в разделе «Денежные потоки от текущих операций» в строке с кодом 4129 «Прочие платежи».

Другие варианты учета взносов

Иногда бухгалтеры стараются избежать временных разниц и отложенных налоговых обязательств и «подгоняют» налоговый учет под бухгалтерский. Другими словами, вступительные взносы и взносы в компенсационный фонд признают не единовременно, а в течение некоего периода, который совпадает с периодом списания РБП в бухучете. В обоснование приводят пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса. Там говорится, что если связь между доходами и расходами нельзя определить четко, налогоплательщик вправе распределять затраты по своему усмотрению.

Такой вариант не вполне корректен и не слишком выгоден для организации. Действительно, вместо того, чтобы сразу уменьшить облагаемую базу и сумму налога, компания «растягивает» это на весь период списания взносов. Однако, данный способ безопасен с точки зрения штрафов и придирок со стороны инспекции и не должен повлечь никаких серьезных последствий.

Существует еще один подход к учету взносов. Его применяют компании, которые стремятся представить свой баланс в наиболее выгодном свете. Такие организации отражают взносы в СРО как нематериальный актив с неопределенным сроком полезного использования. Данный метод также допустим, поскольку формально взносы подходят под определение НМА, приведенное в пункте 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». При этом, согласно пункту 23 вышеуказанного ПБУ, амортизацию начислять не нужно.

* Полное название документа: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

Источник: БухОнлайн.ру

бухгалтерский учет 

26.04.2012, 1751 просмотр.