Изменения, которые нужно учесть при составлении годовой отчетности. Публикация

Составляя отчетность за 2011 год, бухгалтер торговой фирмы должен учесть большое количество нововведений. Избежать ошибок поможет наш материал.

Формы отчетности

Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, которые введены с отчетности за 2011 год. Их две: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Утверждены также формы приложений к ним:

1) отчет об изменениях капитала;

2) отчет о движении денежных средств;

3) отчет о целевом использовании полученных средств.

При этом отменена нумерация самих форм и детализация показателей по статьям отчетов. Хотя, несмотря на то что предлагаемая Минфином России кодировка показателей бухгалтерской отчетности носит рекомендательный характер, скорее всего следует признавать ее обязательной. Поскольку в пункте 5 приказа № 66н установлено, что при представлении бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти нужно применять коды для показателей согласно приложению № 4 к приказу № 66н.

Таким образом, вряд ли организации пойдут по пути формирования отчетности в двух вариантах: с кодировкой статей по собственным правилам и с кодировкой, рекомендованной приказом № 66н.

Другие приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках оформляются в табличной или текстовой форме.

При этом содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к приказу № 66н.

Заполнение баланса

Рассмотрим принципиальные новшества в форме баланса.

Претерпел изменения раздел «Внеоборотные активы». В частности, из него исключены показатели о незавершенном строительстве. В то же время в данном разделе в качестве самостоятельной статьи появились результаты исследований и разработок.

Причем, согласно приказу Минфина России от 5 октября 2011 г. № 124н, после строки «Результаты исследований и разработок» были введены строки «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы»  (правда, заполнять их необходимо только с отчетности за 2012 год).

Далее о правках, которые актуальны при составлении отчетности 2011 года.

Отдельные новшества, внесенные приказом № 124н, коснулись исключительно наименования показателей.

Так, в разделе II «Оборотные активы» в графе «Наименование показателя“ слова “ Финансовые вложения» заменены словами «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)», а «Денежные средства» – словами «Денежные средства и денежные эквиваленты».

По новым правилам счет 96 “Резервы предстоящих расходов» следует использовать и для отражения оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты (п. 4, 8, 20 ПБУ 8/2010). Условия признания оценочных обязательств установлены в пункте 5 ПБУ 8/2010. Однако приказ № 66н был принят раньше, чем ПБУ 8/2010, в результате чего новые формы не предусматривали соответствующие строки для отражения оценочных обязательств. Приказ № 124н устранил этот пробел:

1) наименование строки «Резервы под условные обязательства» по коду 1430 заменено на «Оценочные обязательства»;

2) наименование строки «Резервы предстоящих расходов» по коду 1540 заменено на «Оценочные обязательства».

Кроме того, ранее резервы отражались в составе краткосрочной задолженности.По новым правилам они переведены в состав долгосрочной.

При формировании показателя по строке 1230 “Дебиторская задолженность» следует обратить внимание на то, что, согласно разъяснениям Минфина России, суммы перечисленных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств, отражаются в разделе I “Внеоборотные активы» баланса (письмо от 24 января 2011 г. № 07-02-18/01).

Изменился подход к отражению в отчетности объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче. С 1 января 2011 года такие объекты (фактически эксплуатируемые) независимо от того, переданы документы на государственную регистрацию или нет, принимаются к учету в составе основных средств, при этом к счету 01 открывается отдельный субсчет.

Напомним, что ранее объекты недвижимости, право собственности на которые у организации не было зарегистрировано в установленном порядке, при их фактической эксплуатации учитывались на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы».

С 1 января 2011 года вступили в силу поправки, касающиеся расходов будущих периодов (приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н). Уже при формировании отчетности за I квартал 2011 года организациям необходимо было провести инвентаризацию расходов будущих периодов и пересмотреть их.

Если такая работа в течение 2011 года не проведена, то при формировании отчетности за год рекомендуем ее сделать.

Пример.
По результатам инвентаризации операций по счету 97 “Расходы будущих периодов» все расходы, отраженные на данном счете, можно разделить на три группы: оплата труда, страхование автотранспорта, программное обеспечение.


В таблице рассмотрена каждая группа операций на предмет отнесения их к расходам будущих периодов.

Информация о забалансовых счетах

В новой форме бухгалтерского баланса отсутствует справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах организации.

Между тем данная информация очень важна для оценки имущественного положения организации.

Свое отношение к порядку отражения информации об операциях на забалансовых счетах высказал Минфин России в информационном сообщении от 29 декабря 2009 года.

Рассмотрим механизм детализации информации об имуществе, не принадлежащем организации, с использованием предлагаемого Минфином России подхода.

Ситуация 1. Торговое предприятие арендует площади и оборудование. В пояснениях к отчетности предусмотрена таблица 2.4 “Иное использование основных средств». Именно здесь следует отразить отдельной строкой информацию об основных средствах, учитываемых на счете 001 “Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах аренды.

Ситуация 2. Торговый комплекс имеет в штате строительную группу и осуществляет собственными силами монтаж оборудования, принадлежащего третьим лицам, имеющим намерение арендовать торговые площади.

В таблице 2.4 “Иное использование основных средств» пояснений к отчетности нужно отразить информацию о наличии и движении оборудования, полученного организацией от заказчика для монтажа, учтенного на счете 005 “Оборудование, принятое для монтажа» в ценах, соответствующих сопроводительным документам заказчиков на монтаж.

Ситуация 3. На балансе торгового предприятия могут учитываться объекты внешнего благоустройства и жилищного фонда.

В таблице 2.4 “Иное использование основных средств» пояснительной записки раскрытию подлежит информация об износе объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов, учитываемых на забалансовом счете 010 “Износ жилищного фонда». Отметим, что по таким объектам амортизация не начисляется, однако в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений должно производиться начисление износа.

Заполнение отчета о прибылях и убытках

Коррективы также внесены в форму отчета о прибылях и убытках. Остановимся только на принципиальных моментах.

Ранее постоянные налоговые обязательства приводились справочно (внизу), теперь же они занимают строку под суммой текущего налога на прибыль.

Переместились отложенные налоговые обязательства (ОНО) и отложенные налоговые активы (ОНА).

Эти показатели отражаются после расчетной суммы текущего налога на прибыль.

Изменения претерпела справка к отчету о прибылях и убытках с расшифровкой прочих доходов и расходов.

Теперь она содержит операции, влияющие на капитал организации, но осуществленные за рамками отчета о прибылях и убытках, которые не участвуют в формировании чистого финансового результата отчетного периода (например, переоценка внеоборотных активов).

>|Справочно должен указываться совокупный финансовый результат за период.|<

Форму отчета о прибылях и убытках необходимо составлять с учетом существенности показателей.

В частности, выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализации имущественных прав должна оцениваться по правилу 5 процентов.

Суммы выручки, составляющие 5 и более процентов в общей выручке организации, должны быть обособлены по каждому такому виду деятельности, тогда к строке «Выручка» вводится дополнительная строка (п. 18.1 ПБУ 9/99).

Прочие доходы, составляющие 5 и более процентов от общей суммы прочих доходов организации за отчетный период, также фиксируются по каждому виду в отдельности.

Для этого организация может вводить в отчет о прибылях и убытках дополнительные строки (п. 18.1 ПБУ 9/99).

В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, возникает необходимость введения дополнительных строк к строке 2120 “Себестоимость продаж», по которым указываются расходы, соответствующие выделенным организацией видам доходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Приложения к отчетности

В отчете об изменениях капитала появилась новая таблица, которая предназначена для отражения в форме корректировок по различным статьям капитала. В данном случае имеются в виду корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок, поскольку изменение учетной политики и исправление ошибок влечет за собой ретроспективные корректировки нераспределенной прибыли, а в отдельных случаях такие изменения могут влиять и на иные статьи капитала.

Согласно приказу № 124н, корректировке подлежат отдельные строки в приложениях к бухгалтерской отчетности.

В разделе 1 “Движение капитала» формы отчета об изменениях капитала в строках «увеличение номинальной стоимости акций» в графе «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» исключено обозначение «Ч ». А в строках «увеличение номинальной стоимости акций» в графе «Итого» включено обозначение «Ч».

Отметим и еще один важный момент: изменена форма отчета о движении денежных средств, поскольку старая форма не учитывала требований ПБУ 23/2011. Действующая форма характеризует движение не только денежных средств, но и денежных эквивалентов, приравненных к денежным средствам. При этом в ней используется термин «денежный поток» (п. 6 ПБУ 23/2011).

Соответственно строки данной формы надо заполнять по правилам ПБУ 23/2011. Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало (конец) отчетного периода в отчете о движении денежных средств совпадает с соответствующими показателями баланса.

Однако разница между этими остатками совпадет с показателем «Сальдо денежных потоков за отчетный период» лишь в том случае, если за отчетный период торговая компания не совершала операций в иностранной валюте.

Расхождение корректируется показателем «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю»  (п. 19, 20 ПБУ 23/2011).

В заключение скажем: при подготовке бухгалтерской отчетности необходимо учитывать положения ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Согласно подпункту 1 пункта 9 ПБУ 22/2010, существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде.

При этом корреспондирующим счетом в бухгалтерских записях является счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Статья напечатана в журнале «Учет в торговле» № 2, февраль 2012 г.


Источник: Журнал «Учет в торговле»

отчетность статьи 

21.02.2012, 1075 просмотров.